БОЛДУИН

БОЛДУИН
(Baldwin) Джеймс Марк (1861 — 1934) — американский психолог, социолог, философ конца XIX — начала XX в. Сфера интересов: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Автор теории генетической эпистемологии. Образование получил в Принстонском ун-те (бакалавр, 1884; магистр, 1887; д-р философии, 1889). В последствии — почетный д-р ряда зарубежных ун-тов (в Оксфорде — 1900; Женеве — 1909; почетный д-р права Университета Глазго— 1901 и др). В 1987 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической Ассоциации (АРА). Профессиональную деятельность начал в Принстонском ун-те в должности преподавателя французского и немецкого языка (1886—1887). После защиты докт. дис. (1887) Б. — профессор философии ун-та Лэйк-Форест (1887 — 1889), затем профессор логики и метафизики Торонтского ун-та (1889 — 1893), где организовал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1893—1903 г.г. — профессор психологии Принстонского университета. С 1903 по 1909 г. — профессор философии и психологии ун-та Джона Хопкинса, где в организованной им экспериментальной лаборатории велись известные исследования времени запечатления и визуальных иллюзий, публиковались переводы и обзоры по новой эмпирической психологии. Однако с 1903 интерес Б. к эмпирическим исследованиям угасает. Он разделяет точку зрения У. Джеймса, убежденного в неспособности бесчисленных психологических лабораторий решать серьезные психологические проблемы, и обращается к философскому и социологическому подходу в психологии. В 1903 г. Б. пишет полемические статьи о детском развитии и по проблемам социальной психологии. В последние годы работы в ун-те Дж. Хопкинса трудится над теорией, получившей теперь название генетической эпистемологии . Хотя многие исследователи взглядов Б. на психологию считают, что он занимался возрастной психологией в современном ее понимании, в действительности он был движим фундаментальными философскими проблемами, в основном касавшимися приобретения знаний и типологии знания. Это привело его к эпистемологии, синтезировавшей законы индивидуального развития с эволюционными концепциями XIX века (биогенетический закон). Главным достижением Б. было введение понятия круговой реакции , предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Исходя из этого, Б. развил социальную возрастную психологию, даже более радикальную, чем принятую у Дж.Г. Мида и Ч.Х. Кули: Индивидуум — социальный результат, а не социальная единица, — считал он. Эпистемология была описана им как наследство социума , а мышление — как избирательный процесс, протекающий на основе социально определенных форм знания.(Genetic Theory of Reality, Plenum. 1915). Б. стоял у истоков развития социальной психологии в Америке: утверждал необходимость диалектического подхода к анализу духовного развития, т.е. изучению личности с социальной точки зрения и изучению общества с точки зрения личности; отмечал, что и социальная среда, и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, т. к. в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам и т.п., но тем не менее у них могут проявляться различия в скорости усвоения знаний, в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе и т.п.; доказывал, что процесс социализации влияет на формирование самооценки. (Social and Ethical Interpretations in Mental Development. 1897). С позиций общественных норм и ценностей Б. рассматривал и такие понятия, как одаренность и гениальность. Для него в исследовании одаренности важно было не только изучить интеллектуальные различия между нормальными и одаренными, но и проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Т.о., гений и общество должны быть согласны относительно пригодности и правильности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям. Исходя из такой оценки одаренности, Б. настаивал на необходимости общественного воспитания и обучения всех детей, в частности обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму пре-дупражнения, но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Эти идеи Б. обобщил в трехтомном труде Генетическая логика (Thought and Things or Genetic Logic, vol. 1-3.1906—1911), где обосновал концепцию познавательного развития ребенка, стадии развития, влияние социального окружения на познавательное развитие ребенка. Его идеи оказали влияние на формирование концепции Ж. Пиаже, который обучался в Женевском ун-те у одного из ближайших друзей Б. — Э. Клапареда. В истории психологии Б. известен также как организатор науки: им основаны такие авторитетные издания, как Психологическое обозрение , Психологические монографии, Психологический бюллетень (совместно с Дж.М. Кэттеллом). Изданный в 1901 — 1906 годах под его редакцией Словарь философии и психологии (Dictionary of Philosophy and Psychology. Vol. 1-4) был значительным научным событием того времени и неоднократно переиздавался. Научные труды Б. переводились на многие иностранные языки. Однако в 1919 г. его научная карьера нелепо оборвалась. Он переехал в Париж, был профессором Высшей школы общественных наук, но к концу жизни был совсем забыт психологами. Тем не менее последние споры о философских основаниях психологии возрождают интерес к его научному наследию. Кроме упомянутых Б. издал еще ряд фундаментальных трудов: Mental Development in the Child and Race. 1895; Handbook of Psychology/Vol. 1-2, 1889-1991; History of Psychology/Vol. 1-2, 1913. В рус. пер. издано: Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы, М., 1911; Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии, М., 1913; Психология и ее методы: психология генетическая, физиологическая, экспериментальная, педагогическая и социальная. Спб., изд-во Вестник знания, б/г. Л.А. Карпенко


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "БОЛДУИН" в других словарях:

  • Болдуин — Болдуин, Адам Адам Болдуин Adam Baldwin Дата рождения: 27 февраля 1962 (48 лет) …   Википедия

  • БОЛДУИН — (Baldwin) Джеймс Артур (1924 87), афро американский писатель США. Лирическая проза с экзистенциалистскими мотивами о любви как бегстве от конформизма и одиночества (романы Иди, вещай с горы , 1953, Другая страна , 1962, Скажи, давно ль ушел поезд …   Современная энциклопедия

  • Болдуин — Стэнли (1867 1947). Консерватор, премьер министр Великобритании в 1923, в 1924 29 и 1935 37 годы. Применил экстренные меры для подавления всеобщей стачки 1926 г …   1000 биографий

  • БОЛДУИН — (Baldwin) Джеймс Марк (род. 12 янв. 1861, Колумбия – ум. 8 нояб. 1934, Париж) – амер. философ, профессор в различных ун тах США, занимался вопросами психологии развития и социальной психологией; представитель дуализма генетической и… …   Философская энциклопедия

  • болдуин — БОЛДУИН, а, м. Балда, дурак …   Словарь русского арго

  • Болдуин А. — Алек Болдуин Alec Baldwin Алек Болдуин Имя при рождении: Александр Рэй III Болдуин Дата рождения: 3 апреля 1958 …   Википедия

  • Болдуин С. — Стивен Болдуин Stephen Baldwin Стивен Болдуин. Август 2007 г. Дата рождения: 12 мая 1966 Место рождения: Эмитвилль, Нью Йорк …   Википедия

  • Болдуин II — Балдуин II де Куртенэ Baudouin II de Courtenay …   Википедия

  • Болдуин Д. — Дэниэл Болдуин Daniel Baldwin Дата рождения: 5 октября 1960 Место рождения: Массапекуа(шт. Нью Йорк) Гражданство …   Википедия

  • Болдуин У. — Уильям Болдуин William Baldwin Дата рождения: 21 февраля 1963 Место рождения: Лонг Айленд …   Википедия

  • Болдуин-Парк — (англ. Baldwin Park) название двух населённых пунктов США: Болдуин Парк (Калифорния) город в штате Калифорния Болдуин Парк (Миссури) деревня в штате Миссури …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»